Конспект интегрированного занятия «23 февраля — День защитника Отечества»

«23 февраля — День защитника Отечества» (конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста)

Авторы: воспитатели ГБОУ гимназия 491 «Марьино» (СДП «Алые паруса») г. Москва Бахтина Мария Александровна и Михайлова Светлана Николаевна.

Программное содержание:

  • уточнять и расширять представления детей о родах войск и защитниках Отечества;
  • вызвать у детей эмоциональный отклик на подвиги героев Отечества;
  • формировать знания детей о полководцах, которые прославили нашу Родину;
  • развивать память, воображение, чувство ритма, мелкую моторику;
  • развивать речь и мышление детей;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордость за историческое прошлое своей страны, за свою армию.

Оборудование: демонстрационный материал «Защитники Отечества», иллюстрации «рода войск», репродукции картин: П. Корин «Александр Невский», В. Маторин «Ледовое побоище», Карл Штейбен «Портрет А. В. Суворова», «Штурм Измаила» (Гравюра С. П. Шифляра), Р. М. Волков «Портрет М. И. Кутузова», Луи Лежен «Бородинское сражение», П.Д. Корин «Портрет Г.К. Жукова», копия фотографии Егорова и Кантария со Знаменем Победы, фото «Могила Неизвестному солдату», цветные карандаши, наждачная бумага.

Ход занятия

Воспитатель читает строки из стихотворения В. Степанова

Зимним днем,
Февральским днем,
Мы по улице идем.
Подпоясан день сегодня
Крепким кожаным ремнем,
И звенят на нем медали,
Ордена горят на нем.

Беседа:

— Как вы думаете, о каком событии говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

— Почему нам дорог день 23 февраля? (Ответы детей.)

— Ребята, как вы думаете, за что наши войска уважают во всех странах мира? (Ответы детей.)

— Правильно, а еще нашу армию ува­жают за то, что она никогда ни на кого не нападала первой. Россий­ская армия стоит на защите нашей Родины. Она сильная, мощная, доблестная, только у нас самое современное вооружение и самая новейшая техника. Давайте вспомним, какие рода войск мы знаем? (Рассказ сопровождается показом иллюстраций)

Сухопутные войска, которые действуют на суше (танковые войска, ракетные войска и артиллерия и т.д.)

Военно-воздушные силы защищают небесные просторы нашей Родины (истребительная авиация, стратегический бомбардировщик)

Военно-морской флот несет постоянное дежурство на морях и океанах. (ракетный крейсер, морская пехота)

Отдельные рода войск (ВДВ, погранвойска)

— А теперь давайте послушаем стихотворения о наших доблестных войсках. (Л. Некрасова «Наша армия родная»)

1-й ребенок.

Пограничник на границе

Нашу землю стережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ.

2-й ребенок.

Наши лётчики-герои
Небо зорко стерегут,
Наши лётчики — герои
Охраняют мирный труд.

3-й ребенок.

Наша Армия родная

Стережет покой страны,

Чтоб росли мы, бед не зная,

Чтобы не было войны.

— Ребята, давайте сейчас покажем музыкальную композицию, посвященную нашим защитникам.

Звучит фонограмма «Буду военным!» (автор: Д. Трубачев, исп. группа «Мультяшки»)

— Много раз войска приходили на помощь своей стране, как бы враг ни пытался захватить Россию, напасть на нее – армия всегда оказывалась на страже Отечества. А сейчас я вам расскажу о некоторых великих полководцах, которые стояли на страже нашей Отчизны в разные времена.

Воспитатель выставляет репродукцию картины П. Корина «Александр Невский»

Это новгородский князь А. Невский, его девиз был: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Много лет тому назад на Новгород напали немецкие рыцари, (воспитатель выставляет репродукцию картины В. Маторина «Ледовое побоище») они был закованы в железные латы и шлемы, даже кони их были в тяжелых доспехах. Наступила весна, лед на озерах и реках стал тонкий. Александр со своим войском решили сражаться с врагом на тонком льду Чудского озера, лед под тяжелыми рыцарями проломился и враги погибли. Русский народ – победил и защитил свою землю.

Воспитатель выставляет репродукцию картины Карла Штейбен «Портрет А. В. Суворова»

А.В. Суворов – талантливый полководец, который никогда не знал поражений. Он был отважным и смелым, умным и хитрым. Суворов любил говорить: «Побеждать не числом, а умением». Во время войны с Турцией наша армия никак не могла взять очень сильную крепость Измаил. Солдат у нас было мало. Они не могли забраться по высоким стенами крепости. (Воспитатель выставляет репродукцию картины «Штурм Измаила») Суворов решил перехитрить турок, недалеко от крепости он приказал насыпать высокий вал, и по ночам, когда в турецкой крепости все спали, наши солдаты тренировались быстро залезать на этот вал. Только после того, как русские войска научились быстро преодолевать каменный вал, А. В. Суворов отдал приказ о начале атаки на крепость. Измаил был взят.

Воспитатель выставляет репродукцию картины Р. М. Волкова «Портрет М. И. Кутузова»

Более ста лет назад на наше Отечество напала французская армия во главе с императором Наполеоном. Главнокомандующим русской армии был храбрый и доблестный маршал М. И. Кутузов. Кутузов со своей армией разбили лагерь около села Бородино недалеко от Москвы. На Бородинском поле произошло самое знаменитое сражение той войны. (Воспитатель выставляет репродукцию картины Луи Лежена «Бородинское сражение») Французская армия была в два раза больше, но русские войска сражались не на жизнь, а на смерть и одержали победу. После этой решающей битвы Наполеон сказал: «Самое страшное сражение … было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»

Воспитатель выставляет репродукцию П.Д. Корина «Портрет Г.К. Жукова»

Враг напал на нашу родную землю внезапно, фашисты надеялись на легкую и быструю победу, но на защиту Родины встал весь народ во главе с полководцем — маршалом Г. К. Жуковым. Все сражения, которыми командовал Жуков, наши войска выигрывали. Это и битва за Москву, Сталинградская и Курская битвы и самый последний бой с фашистами за город Берлин тоже возглавил Г. К. Жуков. Наши солдаты водрузили флаг нашей Родины над Рейхстагом. (Воспитатель выставляет копию фотографии Егорова и Кантария со Знаменем Победы)

— Всем защитникам Отечества в нашей стране принято воздвигать памятники, чтобы память о защитниках жила в сердцах людей вечно.

— В Москве рядом с Кремлевской стеной, есть место, где всегда много народу. Там находится Могила Неизвестному солдату, (воспитатель показывает фото) никто не знает его имени, но все знают, что он храбро сражался и за что погиб неизвестный солдат. И днем, и ночью горит, не потухая, Вечный огонь, озаряющий пятиконечную воинскую звезду. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» — гласят слова на надгробной плите.

— В честь защитников родины принято устраивать салют. Давайте и мы с вами нарисуем праздничный салют для защитников Отечества.

Продуктивная деятельность «Праздничный салют» (рисование на наждачной бумаге цветными карандашами)

— Ребята, у всех военных есть традиция – это воинское приветствие. Во время приветствия иногда произносят фразу: «Честь имею!», это означает, что защитники Отечества должны быть доблестными, смелыми, и, конечно же, честными.

Слушание песни «Честь имею!» Музыка и слова О. Дубовой

Итог занятия.

Ребята, мы сегодня говорили о самом мужественном празднике, кто запомнил, как он называется?

Скажите, что новое и интересное вы узнали на сегодняшнем занятии?

Как вы думаете, какими должны быть защитники Отечества?

Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали!

Скачать материал