Совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе

Автор: Абрамова Анжелика Владимировна, воспитатель логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №18 «Аленка» г. Сафоново Смоленской области

Совместная образовательная деятельность: развитие элементарных математических представлений «Путешествие с героями сказок в страну Математику» (подготовительная к школе группа).

Аннотация. Вот уже несколько лет наш детский сад работает по технологии дифференцированного обучения. Предлагаю конспект по математике в подготовительной к школе группе с использованием интересных разноуровневых заданий. Занимательность материала дает детям возможность почувствовать радость от получения знаний, помочь максимально включаться в процесс обучения. Это достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребенка.

Задачи:

  1. Воспитательные:

— воспитывать самостоятельность, понимание учебной задачи и выполнение её самостоятельно.

  1. Развивающие:

— развивать внимание, мышление.

  1. Образовательные:

— закрепить счет от 1до 10, обратный счет, знание цифр.

— закрепить умение детей понимать количественные отношения между числами, записывать при помощи знаков >, < и =, читать запись;

— тренировать в составлении задач и записывать их решение с помощью цифр;

— закрепить знания о геометрических фигурах, продолжать учить составлять изображение из частей, используя игру «Танграм»;

— продолжать учить ориентироваться во времени (части суток, времена года, дни недели).

Оборудование: интерактивная доска, презентация, наборное полотно, мяч, карточки-схемы для составления задач, цифры, картинки со сказочными героями (Дюймовочка, Винни-Пух, Кот в сапогах, Чебурашка).

Раздаточный материал: карточки с изображением бус и цифр на них, карточки с изображением двух групп предметов для сравнения, карточки с геометрическими фигурами, конверты с игрой «Танграм», набор цифр, простые карандаши.

Предварительная работа: отгадывание загадок, интеллектуальные игры по типу «Размышляй-ка», «Колумбово яйцо», «Четвертый лишний», выполнение заданий на развитие логического мышления, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Методические приемы:

  1. Наглядные.
  2. Словесные (напоминания, указания, вопросы).
  3. Игровые.
  4. Самооценка.
  5. Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

Структура занятия:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Разминка.
  3. Прямой и обратный счет.
  4. Сравнение групп предметов.
  5. Физ. минутка (проверка предыдущего задания).
  6. Составление арифметических задач (подготовительная подгруппа).

Свойства геометрических фигур (старшая подгруппа).

  1. Игра «Танграм».
  2. Самооценка детей.
  3. Анализ занятия.

План-конспект совместной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам в гости пришли герои сказок. Они тоже занимаются математикой, но им задали в их сказочной школе такие трудные задания, что сами они не могут справиться с их решением. Поможем им?

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к выполнению заданий, нам необходимо сделать зарядку, но необычную зарядку, а «зарядку для ума» (игра «Доскажи словечко» с мячом).

  1. Сегодня вторник, а завтра…
  2. Солнышко светит днём, а луна…
  3. Если днём мы обедаем, то ужинаем…
  4. Листья опадают осенью, а распускаются…
  5. Если вчера был понедельник, то сегодня…
  6. Сегодня ты пойдёшь домой, а в детский сад придёшь…
  7. Ночью ты спишь, а просыпаешься…
  8. Выходной в воскресенье, а в детский сад ты придёшь в…
  9. Зима сменяет осень, а зиму …

Воспитатель: Молодцы, готовы к работе!

Воспитатель: Давайте сядем за столы, к нам уже спешат сказочные герои.

Воспитатель: Чтобы узнать, какой сказочный герой пришёл к нам первым, надо отгадать загадку (на интерактивной доске появляется слайд №1 с загадкой):

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила!

Ответы детей.

Слайд №2.

Воспитатель: Правильно, Дюймовочка! Она собралась вместе с ласточкой в страну Эльфов. Там всё очень красиво, вот и Дюймовочка хочет быть нарядной, и хочет надеть бусы, но боится, что в дороге бусы растеряются, и просит вас на каждой бусинке поставить номер. Будьте внимательны, смотрите с какой цифры начинается отсчет.

Работа детей с карточками, на которых изображены бусы с пропущенными цифрами. Дети расставляют цифры в прямом и обратном порядке.

Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно справились с заданием! А Дюймовочка вам в подарок принесла цифры, но в дороге некоторые цифры потерялись. Найдите, пожалуйста, потерянные цифры (цифры расставлены на доске, дети выходят к доске и вставляют пропущенные цифры).

Воспитатель: Сейчас отгадайте загадку про следующего сказочного героя:

слайд №3, дети читают и отгадывают загадку.

Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Роббин,
И приятель — Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мёд — особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок — …

Ответы детей.

Слайд №4.

Воспитатель: Правильно, это Винни-Пух!

Воспитатель: Он принес нам очень сложное задание: нужно на карточках сосчитать предметы справа и слева, и в квадратиках внизу вписать соответствующую количеству предметов цифру, а затем сравнить их. А чтобы сравнить два числа, какие знаки нужно использовать?

Ответы детей (больше, меньше, равно).

Воспитатель: Я вижу, вы уже справились с заданием. А проверим мы его выполнение на ковре, а заодно и отдохнём (ребенок называет неравенство, если правильно поставлен знак, то дети хлопают в ладоши, если нет – топают ногами).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а теперь сядем за столы.

Воспитатель: А к нам уже спешит следующий сказочный герой. Послушайте и отгадайте загадку (слайд №5):

 

Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?

Ответы детей.

 

Слайд №6.

Воспитатель: Правильно, Кот в сапогах.

Воспитатель: Кот в сапогах хитрый, он принёс не одно задание, а сразу два: для детей подготовительной подгруппы и для детей старшей подгруппы.

Подготовительная подгруппа составляет и решает арифметические задачи, а старшая подгруппа считает геометрические фигуры и записывает их количество в таблицу (свойства геометрических фигур).

Для проверки старшие дети меняются карточками друг с другом.

Проверяем правильность выполнения задания детьми подготовительной подгруппы, сверяя записи в карточке с записями на слайде №9.

Воспитатель: Ребята, Кот в сапогах принес нам схемы для составления задач, но прежде, чем вы будете составлять задачи, давайте вспомним:

— Из каких двух частей состоит задача? (Условие, вопрос).

— Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? (Минус).

— Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? (Плюс).

— Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (Две).

Воспитатель: А сейчас составляем задачу по схеме (слайд №10).

Дети: В вазе стояло 2 цветка, затем поставили еще один цветок. Сколько стало цветов в вазе?

Воспитатель: Правильно, молодцы! Как запишем решение задачи? Правильно, теперь запишите решение задачи с помощью цифр.

Аналогично работаем со слайдом №11.

Воспитатель: Умнички, и с этим заданием справились!

Воспитатель: А к нам уже спешит следующий герой. Вот про него загадка (слайд №12):

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино,
И известна всем давно,
Эта милая мордашка.
И зовётся …

Ответы детей.

Слайд №13.

Воспитатель: Правильно к нам пришёл Чебурашка. Он очень грустный потому, что у него мало друзей. Чебурашка просит вас из геометрических фигур собрать для него друзей.

Игра «Танграм».

Воспитатель: Выкладываем на стол все геометрические фигуры из конверта. Какие фигуры вы видите перед собой? Правильно, а сейчас старшая подгруппа выкладывает зайца, а подготовительная – щенка.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур вы составили голову, уши, туловище?

Воспитатель: Молодцы, теперь у Чебурашки будет много друзей.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним: какой сказочный герой пришёл к нам первым? Каким пришёл Кот в сапогах? А Чебурашка? Кто пришёл за Дюймовочкой? А перед Чебурашкой?

Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат карточки с цифрами 4 и 5. А сейчас подумайте и поднимите карточку с цифрой 5, если вы отвечали на все вопросы и все задания выполнили правильно, а если что-то не получалось, то карточку с цифрой 4.

На доске слайд №14.

Воспитатель: Все сказочные герои благодарят вас за помощь. Скажите, что мы делали, чтобы им помочь? А какое задание, на ваш взгляд было самым трудным? А какое задание вам показалось лёгким?

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями и помогли сказочным героям, а они вам за помощь принесли книгу со сказками.

Ссылки на источники:

  1. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…» Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2001.
  2. «Давайте поиграем», под редакцией А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
  3. В. В. Волина «Праздник числа», книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994.
  4. Т. Н. Образцова «Логические игры для детей». – М.:ООО «ИКТЦ Лада», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005.
Скачать материал

Презентация