Как приучить ребенка к труду

Часто родители прихо­дят к психологам и педагогам с жалобами на то, что дети не хотят трудиться. Не хо­тят убирать свои вещи, игрушки, помогать по дому и так далее. Наши читатели тоже не исключение, и перио­дически они поднимают эту тему в своих письмах. Как же приучить ребенка к труду?

Дело в том, что в каждой семье есть свои устои и правила. Есть свой глава семьи. И от того, какие законы в семье будут действовать, зависит отношение детей к труду. Только надо помнить, что законы исполняются тогда, когда они осно­ваны на ценностях и убеждениях, когда все члены семьи верят в их смысл. И, безусловно, они распро­страняются на всех членов семьи. Например: после школы (детского сада) ребенок должен переодеться в домашнюю одежду и убрать свои вещи. Если в семье действует это правило и родители его сами всегда выполняют, то проблем с этим у де­тей тоже возникать не будет.

А вот если проблемы возникают, то, скорее всего:

  1. Заведомо неправильный подход родителей к правилам. Они устанавливаются только с це­лью показать свое превосходство над ребенком и добиться своего.
  2. Правила или требования ро­дителей необоснованны и непосле­довательны.
  3. Правила зависят от обсто­ятельств и настроения взрослых. Хорошее настроение — можно не выполнять правила, плохое — нужно выполнять по три раза.
  4. Взрослые сами не выполняют правила.

Итак, ребенок должен четко знать, что он должен делать и когда. Ваши требования, или лучше это назвать правилами, должны быть понятны ребенку. Установить их и обсудить лучше всего в семейном кругу, на семейном совете. Причем учет мнения всех членов семьи обя­зателен. А вот дальше самое глав­ное: когда все знают, что и когда они делают и верят в то, что это необхо­димо, должна быть последователь­ность и регулярность, чтобы это во­шло в привычку.

При этом правил не должно быть много, и они должны быть четкими. И если они приняты всеми члена­ми семьи, то обязательны к исполне­нию. И вот здесь надо быть готовы­ми к тому, что не всегда дети с радо­стью будут выполнять правила

Не бывает врожденного желания трудиться. Это желание воспитывают и поощряют. Поэтому не стоит забы­вать о поощрениях и похвале. Чтобы эти навыки стали привычкой, их при­вивают, а сделать это возможно толь­ко через любовь и терпение. Для того чтобы желание трудиться не вызы­вало отвращения, хорошо использо­вать юмор, шутки, уговоры. Другими словами, это не должно быть через силу в строго приказном порядке.

И, естественно, надо подгото­виться к тому, что у ребенка не сразу все получится. Что полы бу­дут вымыты не так хорошо, как вам бы хотелось, а вещи развеше­ны не в нужном порядке. И вот тут надо помнить о том, что раздражи­тельность и желание все сделать самому надо спрятать за слова­ми поддержки и восхищения. Ина­че ребенок усомнится в собствен­ных силах, и желание что-либо де­лать пропадет вообще. Ведь нерв­ная система и волевая сфера у де­тей еще не достаточно сформиро­ваны.

И в заключение хочу обратить внимание, что если навыки трудовой деятельности прививаются насиль­но, непоследовательно и в приказ­ном тоне, то реакция у ребенка может быть прямо противоположной. Он на­чинает откровенно нарушать правила и специально делать все против тре­бований. Поэтому будьте осторожны в высказываниях и поступках и ищи­те подход к своему ребенку. Ведь все дети разные, и для одного хорош пря­ник, а для другого кнут и пряник. В лю­бом случае, терпения вам, родители.