Музыкальное занятие для подготовительной группы «Музыка Баха».


Автор: Молокова Анна Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ Кошурниковский детский сад «Ромашка».

Музыкальное занятие для подготовительной группы «Музыка Баха».

Оборудование: Портрет И. С. Баха, Треугольники разных размеров, деревянные ложки, жёлтые ленточки, два зонтика, костюмы для менуэта, свеча и подсвечник, иллюстрация с волынкой, скрипичный ключ.

Цели:

— Познакомить детей с музыкой И. С. Баха. Отличать разную по характеру музыку.

— Развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; игры на детских музыкальных инструментах.

— Воспитывать интерес к произведениям зарубежной классической музыки.

Музыкальный руководитель – Дети, мы узнали с вами, что «Чудом 18 века» называли Моцарта. Вы пели его «Колыбельную» и «Весеннюю» песни, исполняли в оркестре «Турецкий марш». А сегодня мы откроем с вами дверь в удивительный мир музыки Иоганна Себастьяна Баха, и вы увидите, какой разной она бывает!

— Что вы видите в моих руках?

Дети — Скрипичный ключ!

— Правильно. Он и поможет нам открыть эту волшебную дверь, ведь скрипичный ключ пишется со второй линейки – там, где живёт нота «соль». А Бах очень любил звучание этой ноты. Он даже написал «Арию для струны соль».

Музыкальный руководитель исполняет начало Арии.

Дети говорят по очереди.

— Великий немецкий композитор Бах родился весной.

— Бах родился 21 марта.

— Это было 300 лет назад.

— В 10 лет Бах остался без родителей.

— Он остался с двумя братьями, которые были старше его.

— Старший брат Кристоф был очень строгим.

Музыкальный руководитель – Кристоф давал Баху пьесы для игры на клавесине, Иоганн быстро выучивал их и просил дать ему ещё более трудные, но Кристоф не соглашался. Тогда Бах ночью при лунном свете переписывал ноты известных композиторов, чтобы потом самому их сыграть.

В семье Баха все были музыкантами: и дед, и отец, и даже пятеро сыновей самого Баха. Дедушка Баха был пекарем, но, идя на мельницу, он всегда брал с собой цитру и играл на ней, пока мололось зерно.

Любимым инструментом Баха был орган. Всю свою жизнь Бах играл на органе в разных церквях.

Ребёнок —

Словно гром гремит в горах –

За органом сидит Бах!

Как вдали слышны раскаты –

Так звучит его Токката.

Дети слушают фрагмент «Токкаты ре минор» Баха.

Музыкальный руководитель –

Эти звуки поражают!

Словно в Космосе сияют

Миллиарды дальних звёзд,

Образуя дивный мост.

Ребёнок —

Часы идут, часы поют,

И мерно стрелки круг бегут.

Вот утро, полдень, вечер, ночь –

Всё повторяется точь-в-точь.

Музыкальный руководитель —

Проходят время и года,

Но музыка живёт всегда!

Музыкальный руководитель исполняет Прелюдию Баха до минор (сб. «Маленькие прелюдии и фуги»), а дети выполняют ритмическое сопровождение на треугольниках разных размеров, которые будут изображать бой часов.

Музыкальный руководитель – А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик». Я раздам вам яркие жёлтые ленточки – это будут солнечные лучики. Под плавную музыку вы будете изображать солнечные лучи, танцуя с ленточками. А когда музыка будет отрывистая, вы спрячетесь под зонтики.

Ребёнок —

Много солнышек сверкает.

Море солнце отражает,

Будто скачут апельсины, —

Это звуки клавесина!

Игра «Солнышко и дождик».

Музыкальный руководитель поочерёдно исполняет то фрагмент «Аве Мария» (прелюдия до мажор, хтк 1 том), то фрагмент прелюдии №2 до минор (хтк 1 том.)

Музыкальный руководитель – Бах написал много менуэтов, ведь менуэт был в то время самым модным танцем. Сейчас и вы потанцуете менуэт под музыку Баха.

Ребёнок —

Куклы движутся по кругу.

То поклонятся друг другу,

То куда-то разойдутся,

А потом опять сойдутся…

При свечах. Блестит паркет.

Этот танец – менуэт.

Дети в костюмах кукол исполняют Менуэт (ре минор).

Музыкальный руководитель – Дети, какой музыкальный инструмент может передать топот скачущих лошадей?

Дети – Деревянные ложки!

Музыкальный руководитель – Молодцы! Давайте возьмём их и украсим музыку Баха.

Ребёнок —

Вот всадники мчатся, копыта стучат,

И льётся с вершины горы водопад.

И, кажется, кони то в небо взлетают,

То всадников снова на землю спускают.

Музыкальный руководитель исполняет Прелюдию №6 ре минор (из хтк 1 том), а дети сопровождают её ритм игрой на ложках.

Ребёнок —

Дождик весело стучит.

Флейта радостно звучит.

Бах немножко пошутил –

Пьесу «Шутку» сочинил!

Слушание «Шутки» Баха в оркестровом исполнении.

Музыкальный руководитель – Дети, а теперь отгадайте загадку:

Что за инструмент такой?

Он как будто бы живой!

Его сильно надувают,

А потом он сам играет:

То свистит он, то мычит

И руками шевелит!

Дети отгадывают, а музыкальный руководитель показывает картинку с изображением волынки.

Исполняется пьеса Баха «Волынка».

Музыкальный руководитель – Дети, какая музыка Баха вам понравилась больше всего?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель – Завершая наше занятие, давайте споём песню «Играет Бах».

Дети поют –

Весенний воздух музыкой пропах,

И Мир наполнен радостной капелью.

А над Землёй, а над Землёй

Играет Бах, играет Бах,

Играет Бах, и звуки музыки его,

Как капли звонкие, летят, летят на землю.

(музыка В. Егорова).

Скачать материал

 


Популярное на сайте