Кризисные периоды развития детей — дошколят


Уже в дошкольном возрасте родители сталкиваются с капризами и упрямством ребенка. Это происходит в 3 года и спустя еще несколько лет.

Первый сложный период совпадает с потребностью в самоутверждении у ребенка. У него появилось собственное «я», малыш имеет собственное мнение, которое отражает его индивидуальность. Зачастую это мнение не совпадает с родительским, что, к сожалению, приводит к конфликтам. В основном причиной такого поведения является непоследовательные действия взрослых и их излишняя строгость и требование подчинения. Нередко случается, что, будучи занятыми своими делами, родители спохватываются — уже позднее время, и ребенку пора отправляться спать. Требуя приказным тоном от малыша послушания, они не хотят слушать его желания немного подождать. А ведь он тоже был занят и не хочет немедленно прерывать свое дело. Так назревает конфликт. А ведь намного проще было бы минут за 15 предупредить ребенка о том, что пора собирать игрушки и готовиться ко сну.

В старшем дошкольном возрасте также назревает конфликт между ребенком и родителями. Контроль взрослых в этом возрасте, безусловно необходим, однако он должен быть разумным, уважающим права ребенка. Из собственного честолюбия родители часто требуют от детей практически невозможного – чтобы везде он был первым, лучшим и все успевал. Часто это приводит к тому, что начиная делать одно дело, ребенок переходит к другому, в итоге не закончив ни одно из начатого. В качестве протеста, ребенок может начинать делать все медленно, отвлекаться, бесцельно разглядывать те или иные предметы.

В детском саду он становится отстающим, ему сложно выполнять самые простые задачи. Родителей это раздражает, и вновь назревает конфликт. Кроме того, часто в семье нет определенного единства в требованиях, что также разобщает и вносит раздор в отношениях с ребенком. Так, малыш, обращаясь к маме, получает отказ. Следующим его действием станет обращение к папе, бабушке, дедушке – кто-нибудь обязательно станет на его сторону. Часто обращаясь к взрослым, ребенок слышит: «мне некогда, поиграй сам» — в этот момент он чувствует себя одиноким и никому не нужным. И это тоже конфликт.

Еще одним из проявлений обиды ребенка и желания быть услышанным своих проблем и недовольства является уход из дома. Такие побеги бывают мотивированные и немотивированные. Зависит это от наличия или отсутствия причин, которые побуждают подростка к подобным действиям. Мотивированные побеги обычно вытекают из конкретной ситуации, то есть им предшествуют какие-то, неприятные для самого ребенка, события. Например, сильная ссора с родителями.

Не зная, как реагировать и, как правильно поступить в сложной ситуации, а также при отсутствии поддержки со стороны родителей, ребенок приходит к самому критичному решению – побег.

Так вот, только с помощью взрослых, малыш может преодолеть все трудности переходных периодов. Для него они являются главным авторитетом. Тактичное отношение к чувствам ребенка, уважение его индивидуальности, и в то же время своевременное проявление твердости и требовательности приведет к установлению контакта с ним и избавит обе стороны от излишних волнений и срывов.


Популярное на сайте